Приготовление асфальтобетонной смеси для дорожных покрытий

приготовление асфальтобетонной смеси

Приготовление асфальтобетонной смеси – важная составляющая современного процесса строительства и ремонта автомобильных дорог. Асфальтобетонные покрытия используются при строительстве и ремонте дорог высокого класса. Чаще всего они играют роль завершающей части дорожной одежды. Асфальтобетонные покрытия могут укладываться одним или двумя слоями на щебеночном или булыжном основании или же тонким ковриком износа на цементобетонных дорожных одеждах.

Как происходит приготовление асфальтобетонной смеси

Если имеют место два слоя, то нижний укладывают из крупнозернистого, а верхний – из мелкозернистого асфальтобетона. Последний еще называют песчаным асфальтом. Толщина слоев асфальтобетонного покрытия в среднем колеблется от 2,5 до 8 мм и зависит от класса дороги и интенсивности движения.

Соотношения минеральных составляющих и вяжущего материала (битума или дегтя) в готовой смеси на практике определяется теми материалами, которыми располагает на данный момент дорожно-строительная организация. При этом необходимо выполнение главного требования: в готовой смеси вяжущее должно в полной мере покрывать все наружные поверхности каменных материалов и заполнителя.

В общем случае строительство асфальтобетонного покрытия можно разделить на три стадии. Первая – это приготовление асфальтобетонной смеси. Вторая – ее транспортировка и укладка на место. И, наконец, третья – уплотнение уложенного асфальтобетона. Каждая из приведенных операций сложна и ответственна по-своему, поскольку асфальтобетонная масса используется только при определенной температуре.

Укладка и уплотнение материала при температуре ниже заданной категорически запрещается. Если это требование было нарушено, то получится бракованное покрытие, не отвечающее необходимым требованиям ни по прочности, ни по водонепроницаемости.

Оборудование для приготовления асфальтобетонной смеси

Процесс получения асфальтобетонной смеси состоит из двух отдельных операций, к которым относят приготовление битума и, собственно, приготовление смеси. В последние годы для улучшения качества асфальтобетонных покрытий все чаще используются битумы, модифицированные полимерами. Они готовятся с помощью специальных установок типа УВБ-2, основным узлом которых является коллоидная мельница. Такие битумы обладают улучшенными свойствами, повышают качество асфальтобетонной смеси и, как следствие, дорожных покрытий.

В места строительства битум доставляется преимущественно железнодорожным транспортом в полувагонах или цистернах. Перед сливом из тары материал необходимо разогреть паром, чтобы придать ему необходимую текучесть. И только после этого битумы можно подавать в битумохранилища.

На сегодняшний день используются временные битумохранилища. Данные конструкции представляют собой яму, вырытую в земле, глубиной 0,3-1 м. Возле нее утрамбована земляная площадка.

Для извлечения битума из хранилищ в автоматическом режиме его опять же необходимо нагреть, затем откачать насосом и подать к потребляемому агрегату.

Перед непосредственным использованием битума (розливом автогудронаторами, смешиванием с минеральными материалами) нужно удалить из него всю воду. Эта операция реализуется за счет выпаривания в битумных котлах. В это же время битум нагревается до рабочей температуры, которая составляет 160-180ºС.