Производство асфальтобетона

производство асфальтобетона

В общем случае производство асфальтобетона – процесс достаточно трудоемкий. Но затраты на изготовление, транспортировку и укладку не только не пугают свежеиспеченных бизнесменов, но и наоборот – стимулируют. Это подтверждается регулярным ростом количества заводов по производству асфальта. Правда стоит признать, что более четко эта особенность прослеживается для стран с не удовлетворительным общим состоянием дорожных покрытий.

Из чего делают асфальт?

Асфальтобетон состоит из щебня, песка, минерального наполнителя и битума. При этом каждый компонент выполняет свою, достаточно важную функцию. Песок необходим для лучшего заполнения мелких отверстий, в которые не может проникнуть щебень. Минеральный наполнитель – для лучшего обволакивания. А битум – для связывания, т.е. выполнения функции «клея». В некоторых рецептурах среди компонентов встречается также гравий.

Какие бывают виды асфальта?

В зависимости от составляющих выделяют песчаные (песок, битум), щебенчатые (щебень, песок, битум, минеральный порошок) и гравийные асфальтобетоны (гравий, щебень, битум, минеральный порошок). Производство асфальтобетона должно сопровождаться  строгой выдержкой пропорций компонентов. Только выполнение данного условия может способствовать получению качественного покрытия.

Укладку асфальта делят на горячую и теплую. Но на практике разница в величине температуры не очень большая. Горячая укладка характеризуется температурой от 130 до 170ºС, а холодная – не ниже 80 ºС.

При местном (ямочном) ремонте чаще всего используют холодную укладку. Горячая же находит применение при строительстве новых трасс.

Заводы по производству асфальтобетона

Заводы по производству асфальтобетона бывают циклическими и непрерывными. Основные отличия состоят в процедурах смешивания материала, дозирования, объеме производства смеси, способа ее хранения и мобильности.

Циклические асфальтобетонные заводы оборудованы башней и грохотом.

Базовый материал подвергают разгрохотке на фракции, после чего он разделяется на порции и только потом подается в барабан для сушки отдельными частями. При использовании такой технологии можно очень легко изменять рецептуру смеси. Подсчитано, что за смену производитель может влиять на рецептуру до 50 раз.

Среди недостатков циклических асфальтобетонных заводов отмечают их стационарность и относительно небольшое количество производимого асфальтобетона. Строительство данных заводов оправдано в больших мегаполисах, где асфальт необходимо поставлять в разные части города, а состав и процедура его производства могут отличаться.

Непрерывные асфальтобетонные заводы отличаются простотой использования. Они не оборудуются башней, поэтому могут легко транспортироваться с места на место и быстро монтируются. Мобильность – это всегда очень удобно.

Но не лишены они и своих недостатков. В частности, речь идет об отсутствии грохота. В большинстве случаев поставляемый щебень не соответствует стандартам. Отсутствие сортировки приводит к нарушению рецептуры и, как следствие, падению итогового качества производимой асфальтобетонной смеси. Существует возможность дооснащения производства отдельным оборудованием для разделения фракций, но это приводит к возрастанию суммарной стоимости оборудования. Но бизнес остается рентабельным.

Несомненным преимуществом непрерывных асфальтобетонных заводов является постоянная поставка фракций в бункер нагрева. В результате этого производится намного больше асфальта.

Завод любого из типов должен оборудоваться специальными силосами для хранения асфальтобетонной смеси.

Производство асфальтобетона – технология

Производство асфальтобетона состоит из нескольких этапов. В самом начале необходимо произвести контроль качества исходного материала и только после этого начинается обработка инертных составляющих. Далее просеивают песок, а щебень разделяют на фракции. Затем они поступают в специальный барабан для просушки. В барабане необходимо поддерживать высокую температуру, ведь только благодаря этому можно удалить из исходных компонентов воду. Ее пребывание нежелательно, так как вода ухудшает прочность будущей асфальтобетонной смеси.

Мельницы для асфальта типа КЛМ позволяют произвести подготовку битума, после чего его нагревают в резервуарах до 160ºС.
Следующая стадия – смешивание всех компонентов: щебня, песка, минеральных компонентов и битума. Данную операцию осуществляют специальными лопатками в бункере.  Перемешивание необходимо для достижения хорошего обволакивания, сцепления битума с зернами щебня и песка. Некоторые заводы специально пропускают асфальтобетонную смесь через ряд сит. Это позволяет разделить ее на нужное количество порций с равномерным распределением компонентов.

Тщательно перемешав смесь, ее подают в бункер для хранения. Там поддерживается достаточно высокая температура, что необходимо для сохранения качественных характеристик готового продукта. С этого бункера происходит загрузка вещества в самосвалы. В среднем за смену реально изготовить до трех тонн асфальта.

Загрузившись, самосвалы перевозят асфальтобетонную смесь к месту укладки. При этом очень важно доставить материал в горячем состоянии, что позволит соблюсти все требования технологии.

В Европе практикуется добавление в асфальт с целью придания прочности резиновой крошки, каучука, латекса и других материалов. Производится также и цветной асфальтобетон.