Холодные органо-минеральные смеси и асфальтобетоны

Битумные эмульсии могут входить в состав холодных смесей, аналогичных классическому холодному асфальтобетону. Такие смеси используются при ремонте и строительстве дорожных покрытий, в том числе в неблагоприятные времена года. Холодные смеси условно разделяют на две группы:

  1. Гравийно-эмульсионные смеси.
  2. Холодные складируемые асфальтобетонные смеси.

Гравийно-эмульсионная смесь – это смесь минерального материала, обладающего определенным зерновым составом, и катионной битумной эмульсии. Когда это необходимо, в состав материала могут вводить воду, стабилизатор и цемент.

Вид используемого песка является основой для разделения гравийно-эмульсионных смесей на типы (ГЭС-1 – песок из отсевов дробления, ГЭС-2 – природный песок). При приготовлении одним из главных критериев для выбора нужных компонентов является стоимость битумной эмульсии.

Основным предназначением ГЭС является устройство дорожных одежд IV-V категорий. Их можно укладывать или же сразу непосредственно после производства, или хранить в штабелях высотой до 2 метров в складах, но не дольше 4 месяцев с момента приготовления.
Гравийно-эмульсионные смеси укладываются толщиной 60-250 мм, если толщина слоя не превышает 100 мм. В противном случае – в несколько последовательных слоев.

Немедленная укладка ГЭС осуществляется за счет использования смесителя-асфальтоукладчика. Производительность такой машины может достигать 250-300 тонн/час. Ширина укладки колеблется от 2 до 4,5 метра, а толщина слоя, укладываемого за один проход – от 20 до 200 мм.

Совокупность операций, предусмотренных технологией немедленной укладки, допускает использование эмульсий на основе вязких нефтяных битумов. Это позволяет получить высокопрочное покрытие, обладающее механическими характеристиками, идентичными горячему асфальтобетону. Оно не требует длительного формирования под давлением.

Рассмотрим технологию с предварительным хранением гравийно-эмульсионной смеси на складе. После того, как ГЭС была распределена автогрейдером или асфальтоукладчиком, допускается пропуск строительных или транзитных транспортных средств.

Смесь уплотняется по схеме «от кромки – к середине». При этом скорость движения катков может быть разной в зависимости от типа машины (5-6 км/час для комбинированных и 2-3 км/час для вибрационных катков). Количество проходов в большинстве случаев индивидуально, но не меньше 20-30 раз.

После завершения операций укладки и уплотнения ГЭС на их поверхность сразу же наносится кольматационный защитный слой. Его используют для защиты верхнего слоя, устранения сцепления покрытия в контактной зоне с колесами транспортных средств, а также гидроизоляции и пароотделения влаги.