Применение битумных эмульсий для обеспыливания грунтовых автомобильных дорог

Карьерные дороги, пересечения и съезды характеризуются очень высокой запыленностью. В общем случае количество пыли, которая поднимается в воздух, зависит от свойств материала покрытия дороги, текущего ее состояния, массо-габаритных показателей и скорости движения автомобиля. Наличие большого количества пыли в воздухе может приводить к ускоренному износу двигателей, повышать аварийность, а также вызывать у людей, пребывающих в зоне действия, серьезные легочные заболевания.

Влияние запыленного воздуха может усиливаться при наличии ветра. Так, когда его скорость составляет от 3 до 5 м/с,  то за границу дороги может попадать 1/3-1/2 от общего объема пыли. В пересчете на стандартные единицы измерения это составит 0,15-0,9 кг/м3.

Перечисленные выше факторы приводят к тому, что существенно ухудшается видимость, а скорость движения автомобилей снижается.
Устранить негативное воздействие пыли можно применяя современные обеспыливающие технологии и покрытия дорог, изначально снижающие вероятность попадания в воздух вредного компонента.  

Существующие на сегодня способы устранения пыли условно можно разделить на три типа. К первому относятся механические воздействия: смывание, сдувание, засасывание при помощи вакуумных устройств. Также может применяться специальная техника: грейдеры, механические щетки и другие подобные механизмы. Второй способ – это смешивание материала дорожного покрытия со специальными вяжущими и склеивающими веществами. В результате образуются непылящие агломераты, а верхний слой покрытия обладает совершенно новыми эксплуатационными характеристиками. Третий способ представляет собой поверхностную обработку покрытия смазывающими, клеящими материалами, а также химическими реагентами.

На практике чаще всего используют малоэффективный подход – поливают грунтовую дорогу водой и сметают слой пыли специальными щетками. Однако, источник пылеобразования при этом остается неизменным. Да и при температуре выше 25 ºС и относительной влажности меньше 50 % буквально через полчаса происходит испарение влаги и восстановление запыленности воздуха.

Рассмотрим зарубежный опыт в области укрепления и обеспыливания грунтовых автомобильных дорог. Международная дорожная ассоциация рекомендует следующую последовательность действий. Сначала проводят подготовку дорожной поверхности, измельчая комки грунта. Далее его увлажняют и профилируют поверхность дороги. После этого вводят вяжущее – битумную эмульсию. Для приготовления битумных эмульсий используются серийные установки типа УВБ-1 производства компании GlobeCore. В зависимости от будущего объема работ можно выбрать модель необходимой производительности (от 1 до 8 м3/час). Климатическое исполнение УВБ-1 позволяет выполнять работы по обеспыливанию грунтовых дорожных покрытий практически круглый год: от ранней весны и до поздней осени (при температуре не ниже +5 ºС). После введения битумной эмульсии грунт уплотняют дорожными катками. Для улучшения пропитки вяжущим перед уплотнением между последней и предпоследней операцией может дополнительно использоваться рыхление.

Допускается применение незначительного количества воды с целью увлажнения грунта и разжижения эмульсии. Это позволит равномерно распределить ее по поверхности и легче перемешивать с верхними слоями дороги.

Можно выделить следующие преимущества применения битумных эмульсий для обеспыливания грунтовых дорожных покрытий:

  • экономичность процесса. Количество использованной битумной эмульсии относительно невелико;
  • материалы, обработанные битумной эмульсией, достаточно технологичны и обладают хорошей укрывистой и несущей способностью;
  • существует возможность работы с влажными материалами.

Также имеют место определенные ограничения:

  • битумные эмульсии не подходят для обработки глинистых и переувлажненных материалов;
  • значение модуля упругости укрепленного материала невысоко.

Для долгосрочной профилактики появления пыли необходимо верхнюю часть дорожного покрытия обрабатывать битумной эмульсией на глубину до 5-6 см.