Подгрунтовка битумной эмульсией

Подгрунтовка – важнейшая технологическая операция, которую проводят перед устройством асфальтобетонного покрытия. Она обеспечивает надежное сцепление между слоями. В общем случае операцию подгрунтовки осуществляют при помощи жидкого битума или битумной эмульсии. В последние годы преимущество отдается именно битумной эмульсии в силу ее экологичности и энергоэффективности.

Также эмульсии имеют пониженную вязкость, что обеспечивает равномерное распределение материала по старой поверхности и соответственно экономию битума на 20-30%.  Существуют некоторые опасения при применении катионных эмульсий для обработки цементобетонных покрытий. Бытует мнение, что наличие соляной кислоты может вызвать разрушение цементного камня и потерю адгезии.

С точки зрения науки этот факт пока не является ни до конца подтвержденным, ни до конца опровергнутым. Если же отталкиваться исключительно от практики, то можно сказать, что заметного негативного влияния катионная битумная эмульсия на цементобетон не оказывает. Скорее всего, это вызвано незначительным количеством кислоты в составе эмульсии.

Поверхностную обработку дорожных покрытий битумной эмульсией проводят для того, чтобы:

  • восстановить сцепные свойства между колесами автомобиля и дорожным полотном;
  • возобновить водонепроницаемость дорожного полотна;
  • создать профилактический слой износа во время эксплуатации дорожного полотна.

Поверхностную обработку выполняют в сухую погоду при среднесуточной температуре воздуха не ниже +10 ºС.

Перед началом поверхностной обработки для определения ее типа анализируют потенциальные транспортные нагрузки и текущее состояние дорожного полотна.

Выделяют следующие типы поверхностной обработки:

  • одиночная (вяжущее/щебень);
  • двойная (вяжущее/щебень/вяжущее/щебень);
  • зубчатая (одиночная с двойной россыпью щебня);
  • типа «бутерброд» (щебень/вяжущее/щебень).

Уплотнение следует начинать в момент распада эмульсии, определяемого визуально по изменению цвета от коричневого к черному. Одиночные поверхностные обработки с двойной россыпью уплотняются послойно после нанесения каждого слоя щебня. Двойные поверхностные обработки уплотняются только после нанесения щебня второго слоя. Поверхностная обработка типа «бутерброд» уплотняется сразу после нанесения щебня второго слоя.

Качество устроенной поверхностной обработки зависит от погодно-климатических условий ее формирования, транспортной нагрузки, скорости движения транспорта и своевременных мер эксплуатируюшей организации по созданию нормальных условий ее формирования.

При этом должны быть обеспечены следуюшие условия:

  • после окончательного уплотнения поверхностной обработки через 1 час слой поверхностной обработки открывается для движения. Скорость движения в течение 7 суток ограничивается 40 км/час.
  • появившийся на поверхности излишний шебень должен регулярно убираться механическими плетками для предотврашения разрушения формируюшейся структуры поверхностной обработки.
  • окончательное формирование завершается в течение первых шести недель от момента устройства поверхностной обработки при температуре покрытия в полдень не ниже плюс 10 °С.

Если в период формирования поверхностной обработки температура поверхности покрытия достигает более плюс 35 °С и возникает опасность отрыва шебня от покрытия, по поверхности устроенной поверхностной обработки должен быть распределен мелкий шебень: 2-4, 3-5 мм для предотврашения налипания вяжушего на колеса транспортных средств и срыва слоя поверхностной обработки. Норма расхода шебня назначается в пределах 2,0-4,0 кг/м2 покрытия.